Мои дети всегда со мной. Также и физически. Не только я как мама передаю ребенку клетки в течение беременности, но и он делится ими со мной. Как это возможно? Медицина объясняет это так: уже на 4-й неделе беременности клетки эмбриона начинают путешествовать по материнскому организму. Они преодолевают кровяной барьер и достигают мозга, а затем попадают в сердце и еще нескольких органов матери.
Клетки вынашиваемого малыша остаются в организме женщины иногда на целые десятилетия. В медицине это явление названо «эмбрионально-материнским микрохимеризмом». Ученые утверждают, что оно может оказать серьезное влияние на иммунную систему женщины. Потому клетки наших детишек не пассивны в наших организмах. Многое указывает на то, что они играют ключевую роль в функционировании женского организма.
Запись в жизнь
Все началось более ста лет назад. Был 1893 и. Доктор Кристиан Георг Шморля, немецкий патоморфолог, идентифицировал наличие клеток плода в телах их матерей. 1979 года в Стэнфордском университете открыто наличие игрек-хромосомы (мужской) в крови женщин. При нормальных обстоятельствах такого быть не может. Однако оказалось, что все эти женщины рожали сыновей.
Женщин повторно обследовали через несколько лет после родов. Мужские клетки и в дальнейшем находились в их организмах. У них даже нашли ДНК сыновей в их телах, только в 6% крови. За 20 лет, в 1996 году, доктор Диана Бьянки, генетик из Медицинского центра Тафта, нашла плодовые клетки в крови женщины через 27 лет после того, как она родила своего сына. Факт обмена клетками между матерью и ребенком подтвердила группа патологов с Лейденского университета Медицинского центра в Голландии. Там провели эксперимент.
Во обследование взяли 26 женщин. Все были матерями сыновей. Причем это все были пациентки, умершие во время беременности или после рождения детей. Ученые смогли провести детальное исследование генетического материала. Они подтвердили открытие прошлых лет, потому, так же как американцы, голландцы в каждом теле исследуемой женщины нашли в их органах - в мозге, почках, желудочные, коже - мужские хромосомы. Выводы и сам труд голландских патологоанатомов опубликовал только в этом году журнал «Molecular Human Reproduction» - одно из самых престижных мировых медицинских изданий. Этим он и прославился особым образом. Однако если ввести в ключевое поле поисковика нужное слово, то оказывается, что работы на эту тему печатали и другие медицинские периодические издания, причем начиная с 1990-х. Национальный институт здравоохранения США имеет богатую библиотеку по этой тематике.
В этой библиотеке содержатся выдающиеся работы биологов и фармацевтов из Сингапурского университета. Они дошли до утверждения, что ребенок через обмен клетками с материнским организмом остается навсегда «вписанной» в жизни женщины, которая вынашивает это конкретное родившееся жизни. Это как строки, высеченные на таблицы ее жизни. По-настоящему громко стали об этом говорить, когда о деле «пронюхали» медиа. Месяц назад «New York Times» даже вынес эту тему на обложку.
Мир захлебнулся. Ведь до сих пор мы знали только то, что во время каждой беременности клетки женщины попадают в организм ребенка, малое их потребляет через кровь, питается и растет благодаря маме. Но кто мог предположить, что такой процесс осуществляется и в другую сторону?
Об утешении в 2010 году «Scientific American» написал как о явлении новом и великом открытии, называя обмен между организмами матери и ребенка «химической конверсациею». «Этот тихий и в дальнейшем таинственный обмен генетическим материалом может оказаться спасительным в вопросе таких болезней, как рак или ревматоидное воспаление суставов у женщин», - подчеркивало издание. Ученые исследуют это необычное явление. Оказывается, что благодаря клеткам наших детей мы не только больше чувствуем вместе с ними, но и становимся здоровее и сильнее. Дети ставят над нами «защитный зонтик». Чем больше мы имеем детей, тем этот зонтик больше. Позже мы родим последнего ребенка, тем дольше эта защита действует. Ученые уже знают, что стволовые клетки эмбриона помогают женщине справиться с некоторыми болезнями. Благодаря им в момент, когда, например, печень начинает болеть, стволовые клетки плода запускают механизм самовидбудовы этого органа. Ученые утверждают, что в этом может крыться и ответ на вопрос о причинах потери сознания во время беременности. Обычно тошноты начинаются на 4 недели, то есть в момент, когда ребенок начинает делиться с мамой своим богатством. Наш организм автоматически начинает защищаться от того, что распознает как «нападающего». Тем более что (как узнали голландцы) клетки плода попадают и в систему питания.
Подобная схема может быть и в случае послеродовой депрессии. После рождения ребенка иммунная система женщины работает на высшем уровне. Она абсолютно все воспринимает как угрозу. Наиболее воинственный «настроение» имеют гормоны гипофиза. Поэтому организм «на полную катушку» осуществляет войну с клетками плода в материнском теле. При этом интересно, что одни из нас имеют больше таких клеток, а другие меньше. И это не зависит от того, беременность была доношенный, или ее прервали. Не у всех мам также и детские клетки ведут себя одинаково. Предполагается, что они, к сожалению, могут ускорить и некоторые болезненные процессы (хотя именно это пока остается неподтвержденным).
Наверное можно сказать одно: это открытие дает нам неограниченный простор для решения не только различных осложнений в здоровье, но и - кто знает - или не тех, которые граничат с метафизикой. Потому что если хорошо задуматься, то что означает факт, что ребенок остается словно вписанной в наше тело? Во-первых, так чисто по-человечески, это означает, что женщина никогда не расстанется со своим потомком. Известно, что мы носим детей в сердце, любим их всем своим существом - в контексте открытия биологов, о гиперконтроле говорится зря. Тот факт, что эмоциональная зависимость от детей подтверждена наукой, заставляет дрожать от волнения. Меня, как мать троих детей, то уж точно.
Но есть в этом всем и нечто большее. В интернете я наткнулась на такой комментарий: «Я потеряла свои беременности, но мой океан тоски уменьшился, как я знаю, что они со мной навсегда, в моем теле», - пишет одна из мам. Наука принесла таким женщинам частичное утешение. А что с теми, кто потерял своих детей из-за абортов? В контексте абортов это открытие составляет, по сути, подтверждение того, что постабортный синдром, так активно оспариваемые многими сообществами, - существует. По меньшей мере, может объяснить его механизм. Это открытие подтверждает как минимум один факт: невозможно полностью «устранить» ребенка. Дети нам даются навсегда.
В конце концов, я откладываю в сторону сугубо медицинские и научные аспекты, и надеваю очки веры. Что вижу? Господь Бог вписал наших детей даже физически в наши сердца. Так же, как говорит Священное Писание, - отчеканил нас на своих ладонях.
Иоанна Бонткевич-Брожек, Gość Niedzielny