четверг, 3 декабря 2015 г.

ОСТОРОЖНО СВИДАНИЯ ИЛИ ДЕТЯМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН!

В этом году в школах Харькова остро стал вопрос суицида в среде подростков. Социальный педагог назвала две основные его причины: проблемы во взаимоотношениях с родителями и несчастная любовь.
В программе "Настоящая любовь ждет" есть тематическое занятие "Эмоциональные последствия от ранних сексуальных отношений". На вопрос анкеты "Назовите три эмоциональных последствия от разрыва отношений" старшеклассники дают следующие ответы:

- уныние, злоба, ужас;
- агрессия, грусть, желание смерти;
- грусть, ярость, суицидное состояние;
- отверженность, печаль, суицид;
- обида, ненависть, разочарование;
- грусть, агрессия, депрессия;
- обида, ненависть, гнев;
- грусть, депрессия, умереть хочется;
- стресс, депрессия, самоубийство;
- замкнутість, сумм, можливість суіцида, психічний зрив
- DOTA, DOTA, DOTA…
- стресс, доведение до самоубийства;
- обида, боль, уныние;
- хочется напиться, злость, облегчение;
- депрессия, разочарование, моральная боль;
- расстройство, стресс, самоубийство.
Учить школьников последствиям взаимоотношений не приходится, те, кто переживал разрыв, прекрасно знают, с чем столкнулись. А вот то, с чем им действительно нужно разобраться, - это - как преодолевать эмоции от расставаний.
Спрашиваю, кто из вас танцует? Все показывают пальцем на застенчивого паренька. Станцуй свою злость! – говорю ему. - Все человеческие эмоции проявляют себя с помощью движения. Попытайтесь передать свою радость или гнев словом, не двигая при этом ни единым мускулом лица или тела. У вас не получится!
- Кто рисует в классе? Создай такую композицию, в которой твои эмоции, чувства и настроения будут представлены в единстве их взаимодействия.
- Кто пишет стихи? И все как один повернулись к рыжеволосому мальчику.
- Напиши стихотворение, да такое, чтобы собрало миллион "лайков".
В классе, обычно, нет недостатка в талантах.
- А что еще можно сделать, чтобы пережить или, как говорят психологи, отработать эмоцию? Парень на задней парте неуверенно: "Заняться трудом?"
-. Конечно же! Трудом, спортом, уйти с головой в занятия, научиться вязать, вышивать, резьбе по дереву…
- А поговорить? – слышится робкий девичий голосок.
И поговорить можно, - замечаю я, - только с человеком, который для вас безопасен, которому вы можете доверять. Таковые, надеюсь, имеются?
Дети переглядываются. Похоже, что тема эмоций касается каждого.
Спрашиваю, почему люди расстаются? То здесь, то там слышится: "Потому что дибилы". Прошу объяснить подробнее. И вот в обсуждении рождаются два вывода:
- отношения возникли не вовремя;
- встретили не того человека.
По своей природе свидание – эксперимент. Поначалу людей не связывают никакие обязательства. Каждый из двоих в любую минуту может порвать отношения, даже не считая нужным что-то объяснять. Принимать такие отношения близко к сердцу опасно. Поэтому на свидания детям вход воспрещен. Значит ли это, что подросткам нельзя встречаться? Нет, конечно. Это значит, что на первое место ставится вопрос личной зрелости. А о какой зрелости может идти речь?
От лица родителей прошу у них прощения за то, что невнимательны, что отпускаем их на свидания с людьми, которым не стоит доверять. Слишком рано выпускаем из-под крылышка, а ведь им так нужны родители, их любовь, ласка, забота, разговор по душам, чтобы, вопреки сопротивлению, их сгребли в охапку сильные, любящие руки отца или прижали к сердцу материнские руки, мягкие, нежные и, как в детстве, пахнущие чем-то вкусненьким. Так и выпрыгивают в жизнь желторотики, ища любовь. И дарят свои сердца себе подобным. А ведь сердца-то нежные, хрупкие. Глядишь и разбились. Больно!!! Куда теперь с этой болью? Да куда угодно, только не к папе с мамой. Почему? Этот секрет делает тебя виноватым. А тебе и так больно. Вот и бегут они от источника родительской любви и мудрости кто куда, спасаются, как могут, залечивают раны, как умеют: "хапануть химки", "набухаться и забыть", "быстро с кем-то завстречаться "…
- Вы еще к нам придете?- спрашивают, заглядывая в глаза.
- Осталось два занятия программы, - говорю им. И тут, как гром среди ясного неба, свист, гам-тарарам, стучат руками по партам в знак протеста. "Единственный стоящий курс, просто супер!", "Не может быть, какая жалость!", "Всё, мы впали в депрессуху!"
- Можно Вас обнять?
И вот уже девчонки и мальчишки выстроились в очередь. Обнимаю каждого желающего, а в голове промелькнула шальная мысль: "Вот бы сфотографировать это священнодействие", и понимаю, что по заказу такого не сделать.
Собираю отзывы по окончанию занятия, а старшеклассники интересуются: "А вы наши отзывы читаете?" – Конечно же, - отвечаю. А дети: "Вам нравятся?" Улыбаюсь, а сама думаю: не могут не понравиться, ведь получилось донести важные истины:
"Я поняла, к чему приводят ранние сексуальные отношения, и узнала, как пережить депрессию" – Юлия, 9
"Найти свою настоящую и единственную любовь, чтобы не получать ран" – Вика, 11
"Не нужно засорять свое сердце. Если ты расстался, значит, это не твой человек" – Иван, 11
"Последствия от расставаний остаются с нами на всю жизнь. Нужно быть аккуратным по отношению к людям и их чувствам"- Виктор, 10